–егистраци€
ƒети Ч это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, де€ний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни
ћаксим √орький
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.smolyanova-sakh.ru/
—ейчас на сайте: 12

¬ерси€ дл€ слабовид€щих
ћой университет
ћой университет  ”–—џ

ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»≈ Ќќ¬џ’ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ “≈’ЌќЋќ√»… Ќј ”–ќ ј’ »«ќЅ–ј«»“≈Ћ№Ќќ√ќ »— ”——“¬ј ¬ ”—Ћќ¬»я’ ¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»я ‘√ќ—

€нварь, 2014 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—ќƒ≈–∆јЌ»≈

 

–ј«ƒ≈Ћ 1. »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќЅ ќѕџ“≈                                                             

–ј«ƒ≈Ћ 2. “≈ќ–≈“»„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ                                               

–ј«ƒ≈Ћ 3. “≈’ЌќЋќ√»я ќѕџ“ј                                                                        

–ј«ƒ≈Ћ 4. –≈«”Ћ№“ј“»¬Ќќ—“№ ќѕџ“ј                                                               

—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ                                    

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»я                                                                                            

 

–ј«ƒ≈Ћ I. »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќЅ ќѕџ“≈

¬ызовы современности на первый план в образовании выдвигают проблему развити€ личности ученика, которое достигаетс€ через формирование универсальных учебных действий. ”ниверсальные учебные действи€ определены в « онцепции фундаментального €дра содержани€ общего образовани€» как «обобщЄнные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихс€ в различных предметных област€х». ќвладение учащимис€ универсальными учебными действи€ми способствует самосто€тельному, сознательному и активному усвоению новых знаний, умений и формированию компетентностей. —оответствующа€  работа должна проводитьс€ во всех образовательных учреждени€х на всех предметах по всем направлени€м урочной и внеурочной де€тельности. Ѕазой дл€ становлени€ моего опыта стала средн€€ общеобразовательна€ школа с. ƒачное  орсаковского городского округа —ахалинской области.

¬ соответствии с современными требовани€ми к подготовке самосто€тельной, активной, гармоничной, инициативной личности, тема моей работы была определена, как «ѕрименение новых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства в услови€х внедрени€ ‘√ќ—»

»спользование возможностей современных развивающих технологий на уроках изобразительного искусства, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного ученика:

 - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, примен€ть информацию);

 -   коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

 - самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относитьс€ к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

 - самообразовани€ (готовность конструировать и осуществл€ть собственную образовательную траекторию на прот€жении всей жизни, обеспечива€ успешность и конкурентоспособность).

»сход€ из этих данных, € определила главную цель своей работы как применение новых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства дл€ развити€ творческой, культурной, разносторонне развитой личности и формировани€ базовых компетентностей современного ученика.   

–еализовать поставленную цель можно, решив следующие задачи:

  1. »зучить литературу по проблеме.
  2. »зучить виды образовательных технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе.
  3. ќпределить наиболее эффективные новые технологии дл€ уроков изобразительного искусства.
  4. ѕрименить на уроках изобразительного искусства новые образовательные технологии.

—ущность инновационного педагогического опыта заключаетс€ в применении новых образовательных технологий в учебном процессе школьников на уроках изобразительного искусства. ћетодическим средством работы на уроках €вл€етс€ использование новых подходов в организации учебного процесса (проблемного обучени€, проектной технологии, » “, групповых технологий, де€тельностного подхода и др.)  “акие изменени€ предполагают трудоемкость работы, котора€ заключаетс€ в реализации организационных условий подготовки подобных уроков (выбор темы проектов; интеграци€ знаний, полученных на разных предметах, в соответствии с за€вленной темой; развитие способности учащихс€  к совместному творческому труду; освоение новых технологий учителем и учениками).

јктуальность моей работы заключаетс€ в применении эффективных образовательных технологий дл€ достижени€ обозначенных ‘√ќ— результатов.

Ќовизна изменений заключаетс€ в подборе современных эффективных технологий, способствующих развитию творческой, культурной, разносторонне развитой личности  и формированию базовых компетентностей современного ученика. 

ќбъектом исследовани€ €вл€етс€ образовательный процесс с применением новых образовательных технологий.

ѕредметом исследовани€ €вл€етс€ процесс развити€ творческой, культурной, разносторонне развитой личности и формировани€ базовых компетентностей современного ученика. 

ќсновна€ педагогическа€ иде€ моей работы  заключаетс€ в использовании возможностей современных развивающих технологий на уроках изобразительного искусства, позвол€ющих развивать творческую, культурную, разносторонне развитую личность и  обеспечить формирование базовых компетентностей современного ученика:

  • информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, примен€ть информацию);
  • коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относитьс€ к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразовани€ (готовность конструировать и осуществл€ть собственную образовательную траекторию на прот€жении всей жизни, обеспечива€ успешность и конкурентоспособность).

Ётапы  работы над опытом:

Ќа 1 этапе работы € изучила следующую литературу.

  1. ¬ахрушев ј.ј., Ѕунеева ≈.¬.,  озлова —.ј., ѕронина ќ.¬.,  ремлева ».». ќбразовательна€ система «Ўкола 2100»: –еализаци€ нового образовательного стандарта. ѕособие дл€ учител€ 1-го класса — ћ. : «Ѕаласс», 2010. — 128 с.
  2. ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемный урок, или  ак открывать знани€ с учениками: ѕособие дл€ учител€. – ћ., 2002. – 168 с.
  3. ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемно-диалогическое обучение: пон€тие, технологи€, предметна€ специфика // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100» – качественное образование дл€ всех. —б. материалов. – ћ., Ѕаласс. 2006. —. 144–180.
  4.  ћельникова ≈.Ћ. “ехнологи€ проблемно-диалогического обучени€ // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100». —б. программ. ƒошкольное образование. Ќачальна€ школа. – ћ.: Ѕаласс, 2008. —. 75–90.
  5. ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемно-диалогическое обучение: пон€тие, технологи€, предметна€ специфика // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100». —б. программ. ќсновна€ школа. —тарша€ школа. – ћ.: Ѕаласс, 2008. —. 272–286.

Ќа 2 этапе работы рассмотрела виды педагогических технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе.

Ќа 3 этапе выбрала наиболее эффективные  дл€ уроков изобразительного искусства технологию проблемного обучени€, проектную технологию, » “, групповые технологии, де€тельностный подход. ѕодробно остановилась на их изучении и апробации на уровне отдельных элементов урока.

Ќа 4 этапе примен€ю на уроках изобразительного искусства новые педагогические технологии.

¬ течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и зан€ти€х кружка «ёный художник». ќни позволили сделать вывод о целесообразности применени€ данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использовани€, развити€ творческого мышлени€ и фантазии, познавательных процессов личности ребенка, формировани€ базовых компетенций личности.

ƒлительность работы над опытом

¬ течение 4-х лет данный опыт примен€етс€ на уровне целостной системы,  задействовано 30,3 % учащихс€ от количества учащихс€ школы. ¬ 2011-2012  количество учащихс€, обучающихс€ по данной технологии, составило  35,5 % учащихс€ от количества учащихс€ школы.

ƒиапазон опыта 

ѕроводитс€ развитие и воспитание творческой личности средствами изобразительного искусства в системе урочной и внеурочной работы по всем направлением программного содержани€ изобразительного искусства.

 

–ј«ƒ≈Ћ 2. “≈ќ–≈“»„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ

—труктура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопредел€ющих логику анализа урока. ѕод структурой понимают различные варианты взаимодействи€ между элементами состава, возникающие в процессе функционировани€ объекта.

—труктурные элементы проблемного урока:

1) актуализаци€ прежних знаний учащихс€;

2) усвоение новых знаний и способов действи€;

3) формирование умений и навыков.

Ёта структура отражает основные этапы учени€ и этапы организации современного урока.

ѕоказателем проблемности урока €вл€етс€ наличие в его структуре этапов поисковой де€тельности:

1) возникновени€ проблемных ситуаций и постановка проблемы;

2) выдвижени€ предположений и обосновани€ гипотезы;

3) доказательства гипотезы;

4) проверки правильности решени€ проблемы.

—труктура проблемного урока, представл€юща€ собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучени€, создает возможность управлени€ самосто€тельной учебной де€тельностью ученика.

Ќа данном этапе развити€ человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решени€ в различных проблемных ситуаци€х, способную систематизировать и накапливать знани€, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

ѕосто€нна€ постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремитс€ их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. “ем самым, войд€ в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

ѕодходы к решению проблемы вы€влени€ и развити€ творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. «а рубежом дл€ характеристики творческих способностей личности чаще всего используют пон€тие “креативности”.  реативность - способность порождать множество оригинальных идей. Ѕолее того, это пон€тие соотноситс€ с творческим мышлением, так как критерии творческого мышлени€ и креативности личности весьма сходны.

¬ оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнени€ предлагаемых заданий. Ѕыстрота и легкость про€вл€ютс€ путем подсчета количества ответов, идеи или решени€ задачи за отведенный промежуток времени, гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие, оригинальность оценивани€ по частоте данного ответа в однородной группе (школьники одного класса).

‘ормы, методы и средства:

ќдним и основных средств обучени€ €вл€етс€ учебник. »спользуемый ”ћ  – под ред. “.я. Ўпикаловой – разработан таким образом, чтобы реализовать идею перехода от школы знаний к школе компетенций.

”чебный материал в учебниках структурирован таким образом, чтобы изученные пон€ти€ были востребованы в течение всего курса.   ћатериал излагаетс€ доступным, пон€тным €зыком.

“еоретический материал сопровождаетс€ иллюстраци€ми (рисунками, цветными фотографи€ми, иллюстраци€ми). “аким образом, есть возможность обучать детей работать с информацией, представленной в различных формах.

«адани€ и упражнени€ представлены в различных формах и требуют от учащихс€ представлени€ различных образовательных продуктов.

„то касаетс€ группы умений по постановке и решению проблем, то эти умени€ формируютс€ в процессе вовлечени€ учащихс€ в проблемно-диалогическую, проектную и исследовательскую де€тельность.

ѕроблемна€ ситуаци€ - центральное звено проблемного обучени€, с помощью которого пробуждаетс€ мысль, познавательна€ потребность, активизируетс€ мышление, создаютс€ услови€ дл€ формировани€ правильных обобщений.

ѕроблемно-диалогическое обучение – тип обучени€, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Ќа таком уроке изучени€ нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решени€. ѕостановка учебной проблемы – это этап формулировани€ темы урока или вопроса дл€ исследовани€.

ѕоиск решени€ – это этап формулировани€ нового знани€.

—лово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решени€ осуществл€ют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. –азличаютс€  два вида диалога: побуждающий и подвод€щий. ќни имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную де€тельность и развивают разные стороны психики учащихс€.

ѕобуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-насто€щему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихс€. Ќа этапе постановки проблемы этот метод выгл€дит следующим образом. —начала создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики дл€ осознани€ противоречи€ и формулировани€ проблемы учениками. Ќа этапе поиска решени€  побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ѕодвод€щий диалог представл€ет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, котора€ активно задействует и соответственно разовьет логическое мышление учеников. Ќа этапе постановки проблемы  пошагово подвожу учеников к  формулированию темы. Ќа этапе поиска решени€ выстраиваю логическую цепочку к новому знанию.  ѕри этом подведение к знанию может осуществл€тьс€ как от поставленной проблемы, так и без нее.

¬ основу творческой проектной де€тельности положена иде€ направленности на результат, который получаетс€ при решении той или иной теоретически или практически значимой творческой проблемы. „тобы добитьс€ такого результата, необходимо научить детей самосто€тельно мыслить, находить и решать проблемы, привлека€ дл€ этой цели знани€ из разных областей, способность прогнозировать результаты и находить нестандартные варианты решени€ проблемы.

ћетод коллективного проектировани€ близок к таким методам, как проблемное обучение, практическое зан€тие, исследовательское обучение и др. ѕроектна€ де€тельность учащихс€ св€зана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Ёта де€тельность предполагает наличие основных этапов, характерных дл€ исследовани€: постановку проблемы, изучение теории, посв€щЄнной данной проблематике, подбор методик исследовани€ и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. ќрганизаци€ исследовательской де€тельности в школе позвол€ет:

  • приобрести учащимс€ навык исследовани€ как функционального способа освоени€ действительности;
  • развивать способности к творческому и исследовательскому типам мышлени€;
  • активизировать личностную позицию ученика на основе приобретени€ им качественно новых  и личностно значимых дл€ него знаний.

–ј«ƒ≈Ћ 3. “≈’ЌќЋќ√»я ќѕџ“ј

Ќа 1 этапе работы € изучила следующую литературу.

  1. ¬ахрушев ј.ј., Ѕунеева ≈.¬.,  озлова —.ј., ѕронина ќ.¬.,  ремлева ».». ќбразовательна€ система «Ўкола 2100»: –еализаци€ нового образовательного стандарта. ѕособие дл€ учител€ 1-го класса — ћ. : «Ѕаласс», 2010. — 128 с.
  2. ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемный урок, или  ак открывать знани€ с учениками: ѕособие дл€ учител€. – ћ., 2002. – 168 с.
  3. ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемно-диалогическое обучение: пон€тие, технологи€, предметна€ специфика // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100» – качественное образование дл€ всех. —б. материалов. – ћ., Ѕаласс. 2006. —. 144–180.
  4.  ћельникова ≈.Ћ. “ехнологи€ проблемно-диалогического обучени€ // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100». —б. программ. ƒошкольное образование. Ќачальна€ школа. – ћ.: Ѕаласс, 2008. —. 75–90.
  5. ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемно-диалогическое обучение: пон€тие, технологи€, предметна€ специфика // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100». —б. программ. ќсновна€ школа. —тарша€ школа. – ћ.: Ѕаласс, 2008. —. 272–286.

¬ы€снила, ключевые моменты:

-  —тандарт направлен на обеспечение условий дл€ эффективной реализации и освоени€ учащимис€ основной образовательной программы начального общего образовани€, в том числе обеспечение условий дл€ индивидуального развити€ всех обучающихс€;

- ¬ основе —тандарта лежит  системно - де€тельностный подход, который предполагает  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегос€ (включа€ одаренных детей и детей с ограниченными возможност€ми здоровь€), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействи€ со сверстниками и взрослыми в познавательной де€тельности.

Ќа 2 этапе работы рассмотрела виды педагогических технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе (ѕриложение є 1):

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • коммуникативное обучение;
  • проектна€ технологи€;
  • игровые технологии;
  • диалог культур;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • дидактическа€ многомерна€ технологи€;
  • групповые технологии;
  •  —ќ (коллективный способ обучени€);
  • компетентностный подход;
  • де€тельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход.

ќрганизационные формы:

  • учебна€ исследовательска€ де€тельность;
  • изготовление учебных продуктов;
  • работа в системе погружени€.

Ќа 3 этапе предполагаю, что наиболее эффективными будут технологи€ проблемно-диалогического обучени€, проектна€ технологи€, » “, групповые технологии, де€тельностный подход. ѕодробно останавливаюсь на их изучении и апробации на уровне отдельных элементов урока.

Ќа 4 этапе примен€ю на уроках изобразительного искусства новые педагогические технологии.

Ќа проблемно-диалогических уроках  € сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подвод€щего) помогаю ученикам осознать учебную проблему. “ем самым у реб€т вызываетс€ интерес к новому материалу, бескорыстна€ познавательна€ мотиваци€.

«атем, посредством побуждающего или подвод€щего диалога организую поиск решени€, т.е. «открытие» знани€ школьниками. ѕри этом достигаетс€ подлинное понимание материала учениками, ибо нельз€ не понимать то, до чего додумалс€ лично.

ѕроблемна€ ситуаци€ с противоречивыми положени€ми создаетс€ одновременным предъ€влением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. ¬ данном случае факт понимаетс€ как единична€ научна€ информаци€, теори€ – система научных взгл€дов, мнение – позици€ отдельного человека. ѕобуждение к осознанию противоречи€ осуществл€етс€ репликами: «„то вас удивило? „то интересного заметили?  акое противоречие налицо?». ѕобуждение к формулированию проблемы осуществл€етс€ одной из двух возможных реплик по выбору.

ѕример: фрагмент урока »«ќ в 6 классе, тема  «–ыцарский замок в средневековой ≈вропе»

јнализ

”читель

”ченики

ѕредъ€вление противоречий

¬нимательно рассмотрите

в учебнике два рисунка.

ѕрочитайте подписи к ним.

–ассматривают иллюстрации: « репость Ѕонари»,

««амок Ёльтц. ћазель».

(ѕроблемна€ ситуаци€.)

побуждение к осознанию

– „то вас удивило? „то интересного заметили?

 репость Ѕонари выгл€дит мощной и т€желовесной, а замок Ёльтц словно взлетающим в небо. (ќсознание противоречи€)

побуждение к проблеме

 акой возникает вопрос?

ѕочему же так по – разному выгл€д€т замки? ѕочему у них такой различный архитектурный облик? (¬опрос.)

вопрос

‘иксирую вопросы на доске.

 

 

ѕобуждающий диалог может потребовать применени€ нагл€дных или технических средств обучени€, поскольку дл€ создани€ проблемной ситуации часто необходим определенный видео или аудиоматериал.

јнализ

”читель

”ченики

ѕостановка

проблемы

«адание на известный

ћатериал.

– –ассмотрите слайды, определите стиль архитектуры.

(ѕоказ слайдов с романтическим и готическим стил€ми.)

”спешно выполн€ют задание.

 

«адание на новый

материал

 

– ќпределите стиль этих

архитектурных сооружений.

 (ѕоказ слайдов со стилем барокко.)

»спытывают затруднение.

(ѕроблемна€ ситуаци€.)

 

побуждение

к осознанию

– ¬ы смогли определить

стиль?

– Ќет, не смогли.

 

побуждение

к проблеме

 

– ¬ чем затруднение?

–  акой же возникает вопрос?

– ќн называетс€ «барокко».

– ћы такой стиль не изучали.

(ќсознание противоречи€.)

тема

 

«начит, кака€ сегодн€ тема

урока?

‘иксирует тему на доске.

– „то это за новый стиль?

– Ѕарокко. (ѕроблема как

тема.)

Ќа уроках активизирую учебно-познавательную де€тельность  так, чтобы учащиес€ приобретали основные навыки получени€ знаний и на основе этого учились  самосто€тельно «добывать знани€».  Ќапример, добыва€ информацию о  технологии изготовлени€ глин€ной игрушки различными мастерами, учащиес€ делают выводы об инструментах, материалах, традици€х русских мастеров. ѕодобную работу учащиес€ выполн€ют как индивидуально, так и группами. ѕри выполнении коллективных заданий дети учились высказывать свое мнение, слушать товарищей, обсуждать варианты, находить коллективное решение. —начала с помощью учител€, а затем и самосто€тельно, учащиес€ научились распредел€ть задани€ внутри группы, выполн€ть их как часть целого.

“аким образом, были освоены технологии проблемно-диалогического обучени€ и  творческой проектной де€тельности, в основу которых  положена иде€ направленности на результат, который получаетс€ при решении той или иной теоретически или практически значимой творческой проблемы. „тобы добитьс€ такого результата, необходимо научить детей самосто€тельно мыслить, находить и решать проблемы, привлека€ дл€ этой цели знани€ из разных областей, способность прогнозировать результаты и находить нестандартные варианты решени€ проблемы.

¬ качестве одного из методов проектной де€тельности примен€лась технологи€   интеллект-карт - метода  графического  выражени€  процессов  воспри€ти€,  обработки  и  запоминани€  информации,  творческих  задач,  инструмент  развити€  пам€ти  и  мышлени€ (ѕриложение є 2). Ёффективность  использовани€  данного  метода  св€зана  с  устройством  человеческого  мозга,  отвечающего  за  обработку  информации. 

»нтеллект-карта  дала  обучающимс€  возможность научитьс€  самосто€тельной  работе  с  учебным  и  справочным  материалами; развивать творческие способности, интеллект,  пространственное  мышление,  уверенность  в  своих  силах  и  способност€х,  познавательную  и творческую активность. –азрабатыва€ интеллект-карты по различным темам программы по изобразительному искусству, учащиес€ анализировали и систематизировали собранную информацию и создали свой банк интеллект-карт (ѕриложение є 3). 

“ворческа€ работа над проектами и созданием интеллект-карт выполн€лась как индивидуально, так и коллективно  (ѕриложение є  4, 5).

ѕрименение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности дл€ повышени€ качества знаний обучающихс€, обеспечива€ интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечиваетс€ эффективна€ организаци€ познавательной де€тельности учащихс€.

”рок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс, но и повысил мотивацию в обучении (коллективный творческий проект на интерактивной доске «¬итраж», коллективный творческий проект на интерактивной доске «ѕирамиды ≈гипта» - ѕриложение є 5).

“аким образом, дл€ своей работы €  использую проблемно-диалогическоую технологию, проектные и исследовательские методы обучени€, » “, поскольку они позвол€ют решить проблему развити€ творческих способностей  и формировани€ базовых компетентностей личности достаточно эффективно.

 ¬ течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и зан€ти€х кружка «ёный художник». ќни позволили сделать вывод о целесообразности применени€ данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использовани€, развити€ познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышлени€ и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Ёто хорошо про€вилось в участии работ детей  в творческих меропри€ти€х различного уровн€.

 

–ј«ƒ≈Ћ 4. –≈«”Ћ№“ј“»¬Ќќ—“№ ќѕџ“ј

¬ 2010 году опыт по проблеме «–азвитие творческого начала у обучающихс€ на уроках изобразительного искусства через использование метода коллективного проектировани€» был обобщен районным экспертным методическим советом (—видетельство об обобщении педагогического опыта экспертным методическим советом отдела образовани€ ƒепартамента социального развити€ администрации  орсаковского городского округа, 2010) (ѕриложение 6)

¬ 2010 году опыт был представлен на  муниципальном и региональном конкурсах «”читель года —ахалинской области - 2010».

¬ 2010 году выступила на августовском педагогическом совещании педагогических работников  орсаковского городского округа с докладом « оллективный проект – технологи€ успешного обучени€ изобразительному искусству».

ќпыт представлен в статье «–азвитие творческого начала у обучающихс€ на уроках изобразительного искусства через применение метода коллективного проектировани€» (ѕедагогические инновации. —борник работ. ёжно-—ахалинск,2010)

¬ 2011 году мои исследовани€ легли в основу научно-методической разработки,   успешно защищенной на кафедре ’Ё¬ »–ќ—ќ.

¬ 2011 году выступила на августовском педагогическом совещании педагогических работников  орсаковского городского округа с докладом «ѕроектна€ де€тельность на уроках изобразительного искусства».  Ќа основе данной технологии на базе ћЅќ” «—ќЎ с. ƒачное» была открыта муниципальна€ экспериментальна€ площадка по проблеме «‘ормирование универсальны универсальных учебных действий познавательной направленности  (действи€ постановки и решени€ проблем) у обучающихс€  на уроках изобразительного искусства».

¬ услови€х внедрени€ ‘√ќ— тема опыта была скорректирована – «ѕрименение новых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства в услови€х внедрени€ ‘√ќ—».

¬ 2012 и 2013 учебных годах участвовала в муниципальных конкурсах экспериментальных площадок, где представила аналитические отчеты о работе площадки по формированию ””ƒ познавательной направленности. ¬ 2013 году аналитический отчет о работе площадки зан€л 3 место в районе.

ѕедагогический опыт реализуетс€ учител€ми начальных классов ‘оминой √.ј., Ўаталовой ≈.¬., —иленок ≈.√., учителем искусства «€блицкой —.—. ќпыт был заслушан на ћуниципальном конкурсе «Ћучший классный руководитель - 2012».

ќпыт описан в статье «–азвитие творческого начала у обучающихс€ на уроках изобразительного искусства через применение метода коллективного проектировани€» (Ёлектронные —ћ» ѕедсовет/Pedsovet.org»є 1533116).

ќпыт  по проблеме «–азвитие творческого начала у обучающихс€ на уроках изобразительного искусства через применение метода коллективного проектировани€» опубликован на сайте ¬сероссийского ÷ентра гражданского образовани€ «¬осхождение» (публикаци€ опыта ÷¬ є 4788004 20 июн€ 2013).

ќпыт по проблеме «—истема работы классного руководител€ по развитию творческих способностей учащихс€» опубликован на сайте ¬сероссийского ÷ентра гражданского образовани€ «¬осхождение» (публикаци€ опыта ÷ентр гражданского образовани€ «¬осхождение» ÷¬ є 4788005 20 июн€ 2013)

«а четыре года учащиес€ освоили проблемно-диалогическую технологию, метод интеллект-карт, выполнили 15 коллективных творческих проектов, участвовали в муниципальных и региональных творческих конкурсах «ѕротивопожарна€ безопасность» - 3 место, «∆иви, лосось!» - лучша€ коллективна€ работа, «ћы за здоровое будущее» -1 место, конкурс рисунков по произведени€м ј. ѕ. „ехова – 1 и 2 места,   «ƒети – творцы безопасности» - 1 место, исследовательский проект «¬еселый птичий перезвон» - 1 место, «—ахалинские узоры- 2011» - участие, ««ащитники «емли русской» - 1 место.

¬ 2013 году ученица моего класса —аидова  амилла стала победителем, обладателем приза √ран ѕри и денежной премии ¬сероссийского конкурса  « реативность. »нтеллект. “алант.», проводимого ћалой јкадемией Ќаук –‘, ученицы —моль€нова јнна и «€блицка€ ѕолина  зан€ли 2 и 3 места.

¬ 2013 году ученица —моль€нова јнна стала победителем ¬сероссийского творческого конкурса «ѕалитра лета», ученица ƒмитриева ƒиана зан€ла 3 место во ¬сероссийском творческом конкурсе «‘антастическое животное».

—ледовательно, применение новых образовательных технологий на уроках изобразительного искусства дает положительный результат. »спользованные технологии достаточно эффективны и, на мой взгл€д, имеют большое будущее, так как способствуют развитию творческой, культурной, разносторонне развитой личности и формированию базовых компетентностей современного ученика, соответствующих требовани€м нового образовательного —тандарта.

 

—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ

  1. ¬ахрушев ј.ј., Ѕунеева ≈.¬.,  озлова —.ј., ѕронина ќ.¬.,  ремлева ».». ќбразовательна€ система «Ўкола 2100»: –еализаци€ нового образовательного стандарта. ѕособие дл€ учител€ 1-го класса — ћ. : «Ѕаласс», 2010. — 128 с.
  2. ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемный урок, или  ак открывать знани€ с учениками: ѕособие дл€ учител€. – ћ., 2002. – 168 с.
  3. ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемно-диалогическое обучение: пон€тие, технологи€, предметна€ специфика // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100» – качественное образование дл€ всех. —б. материалов. – ћ., Ѕаласс. 2006. —. 144–180.
  4.  ћельникова ≈.Ћ. “ехнологи€ проблемно-диалогического обучени€ // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100». —б. программ. ƒошкольное образование. Ќачальна€ школа. – ћ.: Ѕаласс, 2008. —. 75–90.

ћельникова ≈.Ћ. ѕроблемно-диалогическое обучение: пон€тие, технологи€, предметна€ специфика // ќбразовательна€ система «Ўкола 2100».

 

ƒокументы (всего: 6)
ƒокументы (всего: 6)

—»—“≈ћј –јЅќ“џ  Ћј——Ќќ√ќ –” ќ¬ќƒ»“≈Ћя ѕќ –ј«¬»“»ё “¬ќ–„≈— »’ —ѕќ—ќЅЌќ—“≈… ”„јў»’—я

2013 г

  

 

 

 

 

 

 

 

 

ƒревнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «ƒавным-давно, люди обладали божественными способ­ност€ми. ќднажды они прогневали Ѕрахму, который лишил их этого дара. ѕосле чего он крепко задумалс€, куда спр€тать отн€тое. ѕо­местить на вершины гор – человек рано или поздно доберетс€ до них. «арыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. “огда Ѕрахма решил спр€тать божий дар туда, где не вс€кий догадаетс€ ис­кать – в человеческую душу. » не ошибс€! ƒо сих пор мало кто об этом подозревает».

”читель – один из немногих людей, даю­щих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.

”чителю нужно сделать все возможное, чтобы вы€вить способ­ности учащихс€. ƒл€ полноценного развити€ ребенка необ­ходимо погрузить его в различные виды твор­ческой де€тельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

”читель €вл€етс€ творцом интересных дел и разнообразных форм работы дл€ детей. Ќе­обходимо освоение таких форм воспитатель­ной работы, которые вы€вл€ют  индивидуальные свойства личности, развивают эмоци­ональную сферу, воспитывают потребность в человеке.

Ѕольше всего этим требовани€м соответствуют приоритет­ные дл€ современных школьников игровые, те­атрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, сост€зательные формы воспитательной работы, позвол€ющие реб€там осознавать самих себ€.

ƒл€ педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнени€ своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденци€х, способах и формах воспитательной де€тельности, владеть современными технологи€ми воспитани€.  лассному руководителю в своей де€тельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихс€, социальные и материальные услови€ их жизни.

÷ель моей де€тельности как классного руководител€ – создание условий дл€ саморазвити€ и самореализации личности обучающегос€, его успешной социализации в обществе через творческую де€тельность.

ѕеред собой € поставила следующие задачи:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благопри€тных психолого-педагогических условий дл€ развити€ личности, самоутверждени€ каждого обучающегос€, сохранени€ неповторимости и раскрыти€ его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организаци€ системы отношений через разнообразные формы воспитывающей де€тельности коллектива класса, в том числе через творческую де€тельность;
  • организаци€ системной работы с обучающимис€ в классе;
  • формирование у обучающихс€ нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организаци€ социально значимой, творческой де€тельности обучающихс€.

¬ соответствии с этими задачами € выбрала такие формы работы  по развитию творческих способностей учащихс€:

 1. ќбеспечение условий дл€ про€влени€ творческой активности учащихс€:

-  индивидуальные: беседа, консультаци€, обмен мнени€ми, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решени€ проблемы и др.;

-   коллективные: проведение творческих конкурсов,  выпуск школьных предметных газет и оформление стендов, работа творческих групп;

2–азработка совместно с учащимис€ программ (кружок «–исуем нитью», «ёный художник»)

3. ”частие в  районных, областных конкурсах, способствующих развитию творческих способностей обучающихс€.

ћне необходимо было не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию, чтобы ребенок про€вл€л любовь к прекрасному, не только путем созерцани€, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, станов€сь насто€щей творческой личностью.

     „тобы любое зан€тие было направлено на развитие творческих способностей учащихс€ и реализовало их, мне необходимо при его проведении ориентироватьс€ на следующие принципы:

1. ѕринцип «пользовател€». ”читель должен пользоватьс€ со­временными педагогическими разви­вающими технологи€ми, ориентиро­ванными на развитие способности учащегос€ быть субъектом образо­вательной де€тельности как процесса своего развити€ в целом: и теле­сного, и эмоционального, и интеллек­туального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.  ѕринцип «прин€ти€ другого». —огласно данному принципу учи­тель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, име­ющую право быть личностью со свои­ми, уже сложившимис€ особенност€­ми.

3. ѕринцип «проектировани€ и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихс€.

4.  ѕринцип «сотрудничества».

                       

Ётапы организации работы классного руководител€

  1. Ќа диагностическом этапе были проведены следующие виды диагностических работ:

ј) ѕсихологическа€ диагностика, в процессе которой вы€вл€етс€:
     – отношение к себе, другу, учителю, родител€м;
     – вид де€тельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и воспри€тие; стимулы дл€ мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведени€ (агрессивный, заботливый и т.д.).

 ƒанна€ диагностика помогает найти индивидуальный подход в работе с детьми. ѕо результатам диагностики были  определены направлени€ работы с тем или иным ребЄнком.

  Ѕ) ƒиагностика уровн€ сформированности навыков рисовани€;

  ¬) ƒиагностика определени€ творческих наклонностей у школьников. 

    ѕутем наблюдени€ и диагностировани€ был вы€влен уровень художественного и эстетического развити€, творческих способностей, креативности. ѕроанализированы  противоречи€ между желанием детей заниматьс€ творчеством и возможност€ми материальной базы школы в соответствии с современными требовани€ми.

           2. ѕрогностический этап:

Ќа этом этапе по проблеме творческого развити€ личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система внеурочных зан€тий и меропри€тий.

ќпределены прогнозируемые результаты обучени€. ѕредполагаютс€ положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности, умеющей видеть и решать проблемы, создавать ситуацию успеха в своем коллективе дл€ себ€ и дл€ других.

          3. ќрганизационный этап:

         Ќа данном этапе была подготовлена материальна€ база, методическа€ литература, дидактический материал, определены услови€ успешного развити€ творческих способностей:

  • ѕервым важным условием развити€ творческих способностей ребенка €вл€етс€ создание обстановки, опережающей развитие детей. Ќеобходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую де€тельность.
  • ¬торое, чрезвычайно важное, условие эффективного развити€ творческих способностей - чем  чаще в своей де€тельности человек добираетс€ «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение разноуровневых задач).
  • “ретье  условие  успешного  развити€  творческих  способностей  за­ключаетс€ в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе де€тельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности зан€тий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. “огда желание, интерес ученика, эмоциональный подъЄм послужат надежной, гарантией того, что уже большее напр€жение ума не приведет к переутомлению, и пойдЄт на пользу.
  • „етвертое условие успешного развити€ творческих способностей предполагает не­нав€зчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
  • ѕ€тое условие ус­пешного развити€ творческих способностей – тЄпла€ дружелюбна€ атмосфера в коллективе.

          4. ѕрактический этап:

    лассный коллектив был создан в 2008 году.  я решила провести диагностические исследовани€ уровн€ творческого потенциала учащихс€ моего класса в 1 и 4 классах после проведени€ систематической работы  по развитию творческих способностей.

Ќа этом этапе исследовательской работы был вы€влен уровень творческого потенциала младших школьников. ”частие детей сводилось к выполнению тестовых заданий. ƒл€ оценки уровн€ творческого потенциала использовалс€ тест-методика дл€ определени€ творческих наклонностей у школьников.
           ¬ тесте реб€та  должны были выбрать один из предложенных вариантов поведени€ в ситуаци€х, описанных в ќпроснике дл€ определени€ творческих наклонностей у школьников —авенкова ј.». (приложение є1).

єє вопросов

Ќаправление исследовани€

1,5,9,16,21

разнообразие интересов

2,8,11,13,19,24

степень выраженности независимости ребенка

6,7,22

гибкость, приспособл€емость

4,12,18

любознательность

10,14,23

настойчивость

3,15,17,20

степень благопри€тного вли€ни€ семейной обстановки на развитие творческих способностей ребенка

  ќпросник определ€ет 3 уровн€ творческого потенциала: высокий; средний;  низкий.

          ƒанные уровн€ творческого потенциала учащихс€ 1 класса  представлены в протоколе є 1 (приложениеє2).
»з протокола   видно, что у некоторых реб€т  уровень потенциала выше среднего (средний показатель 76%), но количество баллов на этом уровне разное. Ёто подтверждает диагностика уровн€ творческого потенциала учащихс€  на констатирующем исследовании (приложениеє3).
јнализ теста говорит о том, что имеют разнообразные интересы 87%, независимость выражена у 39%, гибкость (показатели «средний» + «высокий») у 100%, любознательность   у 67%, настойчивость у 87%, имеют активную поддержку родителей  72%учащихс€.
“ехнологи€ организации работы по развитию творческих способностей исходила из имеющегос€ личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихс€ навыков рисовани€). ”же в середине 1-го класса  были организованы тематические выставки детских работ. Ќа начальном этапе работы была проведена диагностика уровн€ сформированности навыков рисовани€ (авторы ћилованова √.ѕ. и ќвчинникова ќ.¬., приложение є 4). »з диаграммы «ћониторинг уровн€ сформированности навыков рисовани€» видно, что уровень сформированности на начальном этапе низкий (приложение є 5).  Ќа этом этапе дети учились развивать стратегии творческой де€тельности,  стали участвовать в проектной де€тельности. ƒл€ развити€ креативного мышлени€ реб€там были предложены развивающие игры, например:

 «¬олшебные звуки». ”ченикам дают прослушать музыку, котора€ считаетс€ не простой дл€ воспри€ти€ (к примеру, —кр€бина), потом предлагают с помощью подручных средств (пластилина и разноцветного бисера) передать свои впечатлени€ от мелодии. —ледует обратить внимание реб€т на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнени€ задани€. ѕод музыку можно так же попытатьс€ представить пейзаж за окном, подробно рассказать о нЄм или нарисовать.

«Ќова€ жизнь».     ”чеников прос€т принести из дома сломанные игрушки и передать их сосед€м по парте, чтобы те придумали, как и где еЄ можно использовать. ƒолжны по€витьс€ самосто€тельные идеи по поводу применени€ каждого предмета.

«ћой мир».   ”ченикам предлагаетс€ изобразить свой мир, использу€ на всех всего один лист ватмана. јнализиру€ переживани€ собственной жизни, каждый  ребЄнок должен  разместить на листе свой кусочек мира. ƒанный способ развивает у реб€т толерантность, так как «миры» соприкасаютс€ и даже пресекаютс€.

       Ѕольшое значение в творческой де€тельности имеет непрерывность творческого процесса. ѕрактика показывает, что эпизодическа€ творческа€ де€тельность малоэффективна. ќна может вызвать интерес к конкретной выполн€емой работе, активизировать познавательную де€тельность во врем€ ее выполнени€, но никогда не приведет к развитию творческого отношени€ к труду, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Ќепрерывна€, систематическа€ творческа€ де€тельность учащихс€ на прот€жении всех лет обучени€ в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

¬о 2; 3 и 4 классах  реб€та продолжали участвовать в творческих и исследовательских проектах,   выступали с позиции «художника», «исследовател€», «зрител€». ¬ построении этих зан€тий € включала детей в комплексные виды де€тельности, активно использу€ зан€ти€-проекты, зан€ти€-исследовани€, зан€ти€-мастерские, зан€ти€-презентации, зан€ти€-экскурсии. 

–абота с учащимис€ на прот€жении 4 лет с применением метода коллективного проектировани€ с целью развити€ творческих способностей показала рост креативности.

јналогична€ диагностика, проведенна€ через четыре года, обнаружила увеличение среднего балла на 9 пунктов (с 18 баллов до 27), а у некоторых учащихс€ значительно больше, в частности, у —околовой Ћеры с 30 баллов до 58 (при максимальном показателе – 64 балла) (приложение є 6).  јнализ  полученных данных говорит о том, что у всех учащихс€ уровень творческого потенциала увеличилс€.

–езультативность опыта

Ќаличие творческих работ учащихс€  

єє

¬ид работы

“ема

2008-2009

1 кл

2009-2010

2 кл

2010-2011 

3 кл 

2011-2012

4 кл

1

 “ѕ

«ќсеннее настроение»

9 чел. 

 

 

 

2

 “ѕ

««асел€ем теремок»

9 чел. 

 

 

 

3

 “ѕ

«–омантическа€ осень»

 

9 чел. 

 

 

4

 “ѕ

««вездное небо»

 

9 чел

 

 

5

 “ѕ

«Ќовогодн€€ газета»

 

9 чел. 

 

8 чел

6

 “ѕ

«ќформление к ƒню ћатери»

 

9 чел

 

8 чел

7

 “ѕ

«ѕтичий перезвон»

 

9 чел. 

 

8 чел

8

 “ѕ

«ѕодарок ветеранам»

 

9 чел. 

9 чел

8 чел

9

 “ѕ

«Ћюбимым мамам»

 

 

9 чел

8 чел

10

 “ѕ

«ѕередай добро по кругу»

 

 

9 чел

8 чел

11

 “ѕ

«—береги елочку»

 

 

9 чел

8 чел

12

 “ѕ

«ѕтичий перезвон»

 

 

9 чел

8 чел

13

 “ѕ

«√олубые  в зор€х  острова»

 

 

9 чел

 

14

 “ѕ

«ћой —ахалин»

 

 

9 чел

 

15

 “ѕ

«∆иви, лосось!»

 

 

9 чел

8чел

 

 

”частие и результативность учащихс€ в конференци€х,  конкурсах

”чебные года

 ласс

‘.». ученика

¬ид работы

«ан€тое место

”ровень соревнований

¬ид достижени€

2008-2009

1

»ванищева ѕ.

 онкурс «ѕротивопожарна€ безоп-ть»

3 место

ћуниципальный

√рамота

2009-2010

2

 уличенко ≈.

 онкурс «∆иви, лосось!»

2 место

–егиональный

√рамота

2010-2011

3

 

‘ед€кова  .

Ћобахина ќ.

 

¬оробьев ¬.

‘ед€кова  .

 уличенко ≈.

 

 

9 человек

 

 

Ћитвинов,  уличенко, ¬оробьев, »ванищева

 онкурс «ћы за здоровое будущее»

 

 

 онкурс рисунков по произведени€м ј.ѕ.„ехова

 

 

 онкурс «∆иви, лосось!»

 

 

 онкурс «ƒети – творцы безопас-ти»

1 место

1 место

 

2 место

1 место

1 место

 

Ќоминаци€ «Ћучша€ коллективна€ работа»

 

 

Ћучша€ коллективна€ работа

ћуниципальный

 

 

–егиональный

 

 

 

–егиональный

 

 

ћуниципальный

√рамота

√рамота

 

√рамота

√рамота

√рамота

 

√рамота+

ценный подарок

 

√рамота, подарок

2011-2012

4

Ћобахина ќ.

 

8 человек

 онкурс «ƒети – творцы безопас-ти»

 онкурс «¬еселый птичий перезвон»

2 место

 

1 место

ћуниципальный

ћуниципальный

√рамота

 

√рамота 

»сход€ из выше изложенного, можно сделать вывод, что при систематической работе по развитию   творческих способностей можно добитьс€ высоких результатов развити€ и личности каждого ребенка, способствовать его успешной социализации в обществе.

 

​ 

 

‘айлы (всего: 1)
‘айлы (всего: 1)
файл
ppt
13.34 MB
ќбобщение опыта классного руководител€ —моль€новой ј.—..ppt

–ј«¬»“»≈ “¬ќ–„≈— ќ√ќ Ќј„јЋј ” ќЅ”„јёў»’—я Ќј ”–ќ ј’ »«ќЅ–ј«»“≈Ћ№Ќќ√ќ »— ”——“¬ј „≈–≈« »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ ћ≈“ќƒј  ќЋЋ≈ “»¬Ќќ√ќ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»я

2013 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¬ развитии личности ребенка особое место занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать  и ценить произведени€ искусства, пам€тники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

«ан€ти€ изобразительным искусством выступают как действенное средство развити€ творческого воображени€ и зрительной пам€ти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. »зобразительное искусство €вл€етс€ важнейшим средством нравственного и эстетического воспитани€ детей.

ќбщеобразовательные учреждени€ обладают достаточными возможност€ми дл€ расширени€ нравственного и эстетического воспитани€. —пецифика  преподавани€ предметов культурологического цикла позвол€ет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей.  

ќднако, « –езультат образовани€ – это  не только знани€ по конкретным дисциплинам, но и умение примен€ть их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. ”ченик должен обладать целостным социально-ориентированным взгл€дом на мир в его единстве и  разнообразии  природы,  народов, культур,  религий», - подчеркнул  ƒ.ћедведев в своем выступлении «Ќациональна€ образовательна€ инициатива: "Ќаша нова€ школа"».  

¬ своей работе € примен€ю метод коллективного проектировани€ на уроках изобразительного искусства и технологии. Ќесомненное достоинство этого метода в том, что учащиес€ могут творчески и качественно выполнить индивидуальный «кусочек» работы, отвечающий общей теме. ј при объединении таких «кусочков» получаетс€ значительный результат.  оллективное творчество дисциплинирует, сближает реб€т, вносит здоровый дух соревновани€.

“аким образом, тему своей работы € определила как «–азвитие творческого начала у обучающихс€ на уроках изобразительного искусства через использование метода коллективного проектировани€».

ќдним из самых ценных человеческих качеств €вл€етс€ способность творить. ¬ажно оказать поддержку творческому развитию детей,  помочь им найти свое место в нашем стремительном мире.  онцепци€ модернизации –оссийского образовани€ ставит перед образованием важную задачу- вы€вление и поддержку наиболее одаренных и талантливых детей. 

¬ основе моей концепции    лежат  следующие принципы:

  • ќбучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам изобразительного искусства;
  • јвторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создател€ своего произведени€, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
  • ¬ ходе обучени€ изобразительному искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позици€ми: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
  • Ћюбые виды учебной де€тельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовыватьс€ с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
  • ”читель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
  • ¬ ходе обучени€ изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставл€ть дет€м свободу выбора: создани€ замысла творческой работы, вида де€тельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой  работы, сложности выполнени€ творческой задачи, формы домашнего задани€ и т.д.
  • ќбучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтени€м к видам де€тельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
  • Ќа начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной де€тельности, а впоследствии дети, овладева€ ими, формируют собственный опыт художественной и учебной де€тельности.
  • ѕроцесс обучени€ собственно изобразительной де€тельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управл€€, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
  • ¬ процессе изучени€ изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной де€тельности и процесс творчества, способы управлени€ своими действи€ми, а также воспри€тие художественного произведени€ (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).  

√лавной целью своей работы считаю формирование у обучающихс€ общеучебных умений и навыков, универсальных способов де€тельности и ключевых компетенций, развитие художественно-творческих способностей. Ќаиболее эффективным способом достижени€ поставленной цели считаю использование на уроках изобразительного искусства метода коллективного проектировани€.

ќбразовательна€ область «»скусство» на основе проектного метода обучени€   предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать услови€ дл€ их развити€.

  јктуальность моей работы заключаетс€ в том, что именно творческое коллективное проектирование будет способствовать культурному и технологическому образованию, формированию художественной и технологической культуры каждого подрастающего человека.

Ќовизна.    »спользование метода коллективного творческого проектировани€ способствует развитию у учащихс€ интеллектуальных и творческих способностей, умению работать в команде, что €вл€етс€ одним из главных требований современного общества.

ќбъектом исследовани€ €вл€ютс€ учащиес€ классов, в которых € преподаю изобразительное искусство.

ѕредметом исследовани€ €вл€етс€ образовательный процесс с применением метода коллективного проектировани€.

«адачи исследовани€:

  • изучить психолого-педагогические особенности учащихс€;
  • проанализировать научно-методическую литературу по организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства;
  • систематизировать информацию об обучении учащихс€ коллективной проектной де€тельности;
  • разработать согласно рабочей программе перечень урочных и внеурочных коллективных проектов.

“еоретическа€ база  опыта представлена 10 источниками:

  • јрнхейм –. »скусство и визуальное воспри€тие /  –.јрнхейм   – ћ.: »скусство, 1974. – 328с.
  • ¬етлугина Ќ.ј., ’удожественное творчество и ребенок  / Ќ.ј.¬етлугина.    – ћ.: ѕедагогика, 1972. – 289с.
  • ¬ыгодский Ћ.‘. —обрание сочинений  / Ћ.‘. ¬ыгодский – ћ.: ѕедагогика, 1982. – 312с.
  •  агаров, ≈.√. ћетод проектов в школе / ≈.√. агаров. – ћ.: Ѕрокгауз ≈фрон, 2007. -182 с.
  • ћорозова Ћ.Ќ. ѕроектна€ де€тельность учащихс€ / Ћ.Ќ. ћорозова. – ¬олгоград: ”читель, 2007. – 204 с.
  • ѕавлова ћ.Ѕ. метод проектов в образовании школьников / ћ.Ѕ.ѕавлова. – ћ.: ¬ентана-√раф, 2005. – 178 с.
  • “рофименко  .ƒ., ќ методике преподавани€ изобразительного искусства в школе /  .ƒ. “рофименко. – ћ.: ѕросвещение,   1965. – 274 с.
  • Ўпикалова “. я., ѕрограмма «»зобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс ћ.: ѕросвещение 2007
  • якужин ¬.ј., ѕедагогическа€ психологи€ / ¬.ј. якужин. -  ѕолиус, 1998. – 267 с.
  • ѕримерна€ программа по изобразительному искусству, 2004

¬едуща€ педагогическа€ иде€  

ѕроцессом коллективного творчества необходимо управл€ть. –азвитие творческих способностей в изобразительной де€тельности развивает общую креативность в любом другом виде де€тельности (науке, искусстве).     ќсновной педагогической идеей моей работы, €вл€етс€ то, чтобы  урок был направлен на развитие и формирование творческого начала у учащихс€, в частности, через применение метода коллективного проектировани€.

  оллективное проектирование  формирует умени€ добывать информацию, принимать нестандартные решени€, интегрировать знани€ из разных областей и примен€ть их на практике. ¬ классно – урочной системе обучение осуществл€етс€ обычно путем проблемных заданий, ситуаций. Ќапример: коллективный проект «ѕроходите в избу», выполненный учащимис€  5 класса, «¬ещь в городе» проект-исследование учащихс€ 7 класса.

 Ќа прот€жении нескольких лет € занимаюсь с учащимис€ проектной де€тельностью во внеклассной работе, и учащиес€ нашей школы подготовили   немало интересных и оригинальных работ. ¬от некоторые темы проектов «ѕлакат ко ƒню ћатери», «ќформление кабинета к Ќовому году», «ѕоздравление √арнизонного ƒома  офицеров с днем рождени€», «„асы в стиле «Ётно», «— днем рождени€, ¬.Ўаинский!», « оллективна€ открытка к дню ”чител€».  оллективный проект – это творческа€ работа учащихс€, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотнос€тс€ с де€тельностным подходом. ѕотребность – мотив – цель – задачи – действи€.

ѕроектна€ де€тельность  осуществл€етс€ согласно разработанному плану:

  • ƒиагностика и определение проблемы  
  • ‘ормирование идеи и создание образа – эскиза проекта
  • ѕрограмма реализации проекта
  • ќпределение условий реализации проекта  
  • «авершение проекта и его экспертиза

ќдно из достоинств коллективного проектировани€ – создание в классе особой атмосферы, дающей дет€м возможность попробовать себ€ в различных направлени€х творческой де€тельности. ќна позвол€ет: повысить мотивацию изучени€ данного предмета, реализовать свои творческие идеи; принимать самосто€тельные решени€; поверить в свои силы.

  ƒлительность работы над опытом

  1. ƒиагностический этап:

     ѕутем наблюдени€ был вы€влен уровень художественного и эстетического развити€, творческих способностей, креативности. ѕроанализированы  противоречи€ между желанием детей заниматьс€ творчеством и возможност€ми материальной базы школы в соответствии с современными требовани€ми.

       »зучалась научна€ педагогическа€, психологическа€, художественна€ и искусствоведческа€ литература по выдвинутой проблеме. Ѕыли определены основанные подходы по реализации творческого развити€ школьников.

    2. ѕрогностический этап:

Ќа этом этапе по проблеме творческого развити€ личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система уроков и внеурочных зан€тий и меропри€тий.

—формулирована основна€ иде€ опыта. ќпределены прогнозируемые результаты обучени€. ѕредполагаютс€ положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности через применение метода коллективного проектировани€.  

    3. ќрганизационный этап:

 Ќа данном этапе была подготовлена материальна€ база, методическа€ литература, дидактический материал, таблицы, опорные схемы, поэтапные разработки, рисунки, иллюстрации.

    4. ѕрактический этап:

¬ течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и зан€ти€х кружка «ёный художник». ќни позволили сделать вывод о целесообразности применени€ данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использовани€, развити€ познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышлени€ и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Ёто хорошо про€вилось в участии работ детей  на школьных и районных  выставках.

 ƒиапазон опыта

ѕроводитс€ развитие и воспитание творческой личности средствами изобразительного искусства в системе урочной и внеурочной работы по всем направлением программного содержани€ изобразительного искусства.

“ехнологи€ опыта   

“ехнологи€ организации обучени€ исходит из имеющегос€ личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихс€ навыков рисовани€), посто€нно

задава€ и поддержива€ авторскую позицию учащегос€, затем переход€ к освоению комплекса стратегий, параллельно знаком€ детей с различными видами и направлени€ми искусства.  

”же в середине 1-го класса  организую тематические выставки детских работ. Ќа этом этапе дети не только продолжают развивать стратегии творческой де€тельности, но и участвуют в проектной де€тельности. ¬ средней  школе они продолжают участвовать в творческих и исследовательских проектах в рамках курса изобразительного искусства, на уроках которого можно еще более глубоко реализовать позиции «художник», «исследователь», «зритель». ¬ построении этих уроков включаю детей в комплексные виды де€тельности, активно использу€ уроки-проекты, уроки-исследовани€, уроки-мастерские, уроки-презентации, уроки-экскурсии. 

 ”ченические работы из моего методического фонда,  анализ их хороших сторон и мелких ошибок, помогают учащимс€ сопоставить свои способности и конечную цель работы.   ¬ течение урока веду фронтальную и индивидуальную работу с учащимис€, во врем€ которой   демонстрирую работы как лучшие, так и с ошибками дл€ стимул€ции и своевременного устранени€ ошибок в процессе рисовани€. ¬ конце урока провожу   обсуждение индивидуальных или коллективных работ  и выставл€ю  оценки.

»менно такие уроки развивают у школьников наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительную пам€ть, углубленный интерес к окружающему миру вещей и €влений и умение познавать его, в том числе в процессе рисовани€ закладываютс€ основы графической грамотности, способствующие развитию образного воспри€ти€.

∆елаемый интерес к работе ученики про€вл€ют, участву€ в конкурсах, пробу€ свои силы, вид€ конечный результат и, конечно же, сравнива€ с другими.   ружковцы закрепл€ют знани€ и умени€ работать с литературой, выбирают интересные и неповторимые сюжеты.

ќдним из составл€ющих факторов в моей работе и педагогической практике, €вл€етс€ конечный результат работы, который ни в коем случае не должен оказатьс€ незамеченным и остатьс€ без оценки, пусть словесной, подбадривающей, наставл€ющей.  Ѕесспорно, что у каждого ребенка есть способности и таланты. ƒети от природы любознательны и полны желани€ учитьс€. ¬се, что нужно дл€ того, чтобы они могли про€вить свои даровани€, это умное руководство со стороны взрослых.

—амой большой наградой дл€ учител€, €вл€етс€ успех ученика, а если есть успех, значит, нет ошибки, нет впустую потраченного времени, а есть нова€ личность не способна€ уничтожить прекрасное, а, наоборот, сотворить и создать красоту, и подарить ее люд€м.

 

–езультативность опыта 

¬ результате анализа де€тельности было вы€влено, что дети стрем€тс€ заниматьс€ творчеством. Ѕольшинство учащихс€ усваивают знани€ по изобразительному искусству на «4» и «5» .

Ѕыло отмечено, что использование разнообразных форм и методов обучени€ способствовало формированию творческого интереса, улучшилось качество работ, активизировалось внимание школьников.

¬ процессе исследовани€ было установлено, что количество учащихс€, успевающих на «отлично» в 2006-2007 учебном году  составило 72%, в 2007-2008  году- 74%, а в 2008-2009 – 86%. —ледовательно, наблюдаетс€ положительна€ динамика.

јнкетирование, проведенное заместителем директора  по воспитательной работе, показало высокий уровень воспитанности обучающихс€.

            –еб€та стали призерами  районного детского конкурса художественного и литературного творчества ««ащитники ќтечества».

Ѕыли победител€ми и призерами традиционного конкурса детского рисунка  орсаковского городского округа, участниками регионального конкурса детского художественного конкурса «∆иви, лосось!», победител€ми и призерами областного конкурса детского рисунка по произведени€м ј.ѕ.„ехова.

ѕериодически провод€тс€ выставки коллективных проектов и тематические выставки.

ќпыт адресован учащимс€; родител€м; педагогам.

»спользование  данного опыта позволит получить устойчивые положительные результаты при наличии компетентных педагогических кадров и организованных творческих групп.

ћетод  коллективного проектировани€ способствует:

  • развитию художественно-творческих способностей,
  • формированию у обучающихс€ общеучебных умений и навыков,  универсальных способов де€тельности и ключевых компетенций.
‘айлы (всего: 1)
‘айлы (всего: 1)
файл
pps
40.39 MB
ќѕџ“ —ћќЋ№яЌќ¬ј.pps